Нетрадиционные техники рисования в детском сад

 «И в десять лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует»
В. Берестов

Сколько удивительного и необыкновенного может нести в себе детский рисунок! А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев». Это значит, что чем больше ребёнок умеет, хочет и стремиться делать руками, тем он умнее и изобретательней. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребёнка. От степени развития моторики руки зависит уровень подготовки руки дошкольника к письму, а значит и степень успеваемости обучения ребёнка в начальной школе.
Сегодня считается доказанным, что чем разнообразнее движе­ния, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие дошкольника (Выготский Л.С., Ж. Пи­аже, Лесгафт П.Ф., Кольцова М.М. и др.).
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с паззлами, счетными палочками, мозаикой. С течением времени движений руки оказывается недостаточным для освоения письма, это формирует школьные трудности. [2,с.35]

Дошкольное детство —  очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Особенно совершенствуется мелкая моторика кисти руки ребенка. А по данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей почти 90% детей дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата — нарушение осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный тонус, недостаточную координацию движений, слабую моторику. Поэтому и специалистам, и родителям важно следить за уровнем развития общей и мелкой моторики.
Приведенные результаты наглядно указывают на социально-педагогический уровень проблем, которые возникают перед работниками дошкольных учреждений, призванных воспитать здорового ребенка с оптимальным физическим и психическим развитием, обеспечить готовность ребенка к обучению в школе.
Стоит обратить внимание и на то, что к целевым ориентирам образования ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования относится следующая характеристика возможных достижений ребенка: «У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, управлять ими».

Основная задача   работы педагога ДОУ в данном направлении заключается в использовании систематических упражнений по тренировке пальцев, которые являются средством стимуляции коры головного мозга, что в свою очередь способствует развитию мышления и звукопроизношения. С этой целью обычно используются пальчиковые игры, упражнения, игры с крупой, бусинками, камешками, песочная терапия. А также традиционные и   нетрадиционные техники рисования – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.  По мнению ученых, рисовать ребенку так же необходимо, как и разговаривать, ведь не случайно Л.С. Выготский называл рисование «графической речью».
Изобразительная деятельность, если вовремя создать условия для ее появления и совершенствования, станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка. Б.М. Теплов обращает внимание на необходимость раннего вовлечения всех детей в творческую деятельность, так как это «важно и для художественного и для общего их развития».
Во время работы я столкнулась с проблемой: дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится.  Особенно это заметно в средней группе, где навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Стимулом побудить детей к деятельности, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге как раз и стало рисование с помощью нетрадиционных техник.  Нетрадиционные техники рисования также являются средством коррекции психики, позволяют преодолеть чувство страха, выразить свои эмоции и чувства, дают уверенность в своих силах. В настоящее время исследованиями и разработкой методов и приемов нетрадиционного рисования занимаются И.А. Лыкова, Г.Н. Давыдова, А.В. Никитина, Р.Г. Казакова.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Приведу примеры некоторых из них.
Кляксография: Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали.  После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс.
        Рисование пальчиками и ладошками: Ребенок опускает в гуашь пальчик (или ладонь) и наносит точки, пятнышки на бумагу. Рисование пальцами дает минимальную нагрузку на мышцы руки и не имеет шаблонов и является подготовительным этапом для перехода к рисованию кистью, учит чувствовать границы листа.
    Точечный рисунок: Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать.
        Рисование мелками: Дошкольники любят разнообразие. Эти возможности предоставляют нам обыкновенные мелки, сангина, уголь. Гладкий асфальт, фарфор, керамическая плитка, камни — вот то основание, на которое хорошо ложится мелок и уголь. Так, асфальт располагает к емкому изображению сюжетов. Их (если нет дождя) можно развивать на следующий день. А затем по сюжетам составлять рассказы.
Метод волшебного рисунка: Реализуется этот метод так. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может бать целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой — рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету. К примеру, нарисованного свечой снеговика лучше закрасить голубой краской, а лодочку зеленой.
        Разрисовка маленьких камешков: Разумеется, чаще всего ребенок изображает па плоскости, на бумаге, реже на асфальте, плитки больших камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. В этой связи в идеале используются морские камешки. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать.

 

Я упомянула лишь небольшую часть нетрадиционных техник рисования, а ведь это и рисование смятой бумагой и поролоновой губкой, и тычок жесткой полусухой кистью, и набрызг, и монотипия. Каждая из этих техник — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Некоторые из этих техник я с успехом применяю в работе с детьми на занятиях, в проектной деятельности и в кружковой работе (изостудия «Чародеи»).  Таким образом, в процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки, тактильное восприятие.

Творческий процесс — это настоящее чудо. Один из выдающихся отечественных психологов А.В. Запорожец считал дошкольные годы возрастом огромных возможностей, которые могут полностью проявиться в том случае, если целью дошкольного образования станет не ускорение (акселерация), а обогащение   детского развития.   Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки — это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк. Книга для учителя. — 3-е изд. /Л.С. Выготский. — М.: Просвещение, 1991. — 91с. (ил.).
    2. Гаврина С. и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. – Ярославль: Академия Холдинг, 2000. — 95с.
    3. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М.: Академия, 2000. – 344с.
    4. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогических дошкольных учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2001. — 160 с.
    5. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб: КАРО, 2008. – 96с.
    6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: Центр педагогического образования. 2014. —  34с.

COMMENTS

  • Jam

    Зачем нужно такое рисование
    В отличие от традиционного рисования у ребенка гораздо больше возможностей проявить и развить свои творческие способности, фантазию, воображение.
    Ребенок учится работать с разными материалами.
    Ощупывая материалы и фактуры, он развивает мелкую моторику.
    В процессе работы ребенок знакомится с объемом, фактурой и пространством.
    Ребенок работает с цветом, учится смешивать и сочетать цвета, развивает художественный вкус.
    Нетрадиционное рисование успокаивает и увлекает, способствует развитию усидчивости, побуждает к поиску нестандартных решений.
    В этом виде деятельности нет слова «нельзя». Увидели шишки, листики, ягоды, чайный пакетик — все это может пригодиться.
    Рисунки в нетрадиционной технике получаются на порядок быстрей обычных. Это играет огромную роль для маленьких детей, когда им не хватает усидчивости и терпения, чтобы завершить свою работу.
    Такие занятия добавляют уверенности в себе и в своих силах, да и просто доставляют огромное удовольствие.

  • Kатя

    рисование – это не та область, где нужно следовать правилам. Именно в творчестве можно дать ребенку простор для самовыражения: выбирай, чем рисовать, на чем рисовать и как рисовать

  • Charlie

    Меня тоже волнует этот вопрос, весьма полезная информация

  • minox

    «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит».
    педагог И. Дистервег

  • Fis

    Спасибо за полезную информацию

  • Rsek

    Я тоже работаю над нетрадиционкой. Приятно найти коллегу.

  • Pochek

    Люблю вечерком посидеть с ребёнком… такие классные работы получаются.

  • Nikolai

    Тема не новая мои тоже сидят малюют….

Leave a Comment

Войти с помощью: